Повышение коэффициента мощности в промышленных сетях
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА МОЩНОСТИ ЗА СЧЕТ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ ТОКОПРИЕМНИКОВ
Повышение коэффициента мощности промышленного предприятия сводится в основном к рационализации работы основных потребителей реактивной мощности — асинхронных двигателей и трансформаторов.
Ниже приводятся основные мероприятия, направленные к рационализации работы асинхронных двигателей:
1. Замена малозагруженных двигателей двигателями меньшей мощности или замена на двигатели той же мощности, но с улучшенными характеристиками.
При замене двигателя двигателем меньшей мощности часто потери активной мощности из-за более низкого номинального к. п. д. нового двигателя могут остаться неизменными или же увеличиться (рис.1), а потребление реактивной мощности в ряде случаев уменьшиться (рис.2). Поэтому следует проверить целесообразность замены двигателей. Кроме того, следует учесть стоимость монтажных работ при замене двигателя.
Пример. Для привода центробежного наcoca установлен двигатель типа АД-82/2, который имеет следующие данные: Р = 60 кВт; Uн4 = 380 В; ηн = 0,895; cos φн = 0,91; Т= 4 000 час/год.
Стоимость электроэнергии 2 pyб/кВтч - kэ = 0,1. Предположим, что фактическая загрузка двигателя Р = 30 кВт при cosφ1 = 0,81, η1 = 0,87 и Q1 = 24,7 кВАр.
Определить целесообразность замены указанного двигателя на двигатель типа АД-72/2, имеющего данные: Рн = 35 кВт; Uн = 380 В; ηн = 0,89; cosφн = 0,90; I0 = 23,0 а.
Коэффициент загрузки двигателя АД-72/2 Р
, к.п.д. при этом .
Реактивная мощность, потребляемая двигателем, определяется формулой
,
где Q0 — потребляемая реактивная мощность холостого хода. В данном случае
;
Следовательно,
Уменьшение потерь активной мощности в самом двигателе при замене находим из выражения
Так как , то замена целесообразна при любом kэ
Общая экономия потерь активной мощности равна:
Годовую экономию получим:
или
Следовательно, в данном случае такая замена двигателей целесообразна и дает значительную годовую экономию.
Рис.3. Принципиальная схема переключения статорной обмотки асинхронного двигателя с трех параллельных ветвей на две.
2. Понижение рабочего напряжения для двигателей, работающих с малыми коэффициентами загрузки, путем:
1) Переключения малозагруженных двигателей (при загрузке 35% и ниже) напряжением 127/220 и 220/380 В с треугольника на звезду с помощью специальных переключателей или постоянной перепайкой статорных обмоток. Для двигателей с часто изменяющейся нагрузкой применяются автоматические переключатели с треугольника на звезду и обратно.
2) Секционирование статорных обмоток двигателей, загруженных до 50% номинальной мощности (рис. 3). Это мероприятие на практике осложняется необходимостью изготовления переключателей и перемотки обмотки с устройством до 18 выводов для их перепайки или их присоединения к переключателю. Коэффициент мощности при этом повышается с 0,5 до 0,8.
3) Понижение напряжения фабрично-заводских силовых сетей путем переключения ответвлений понижающих цеховых трансформаторов для случая, когда все двигатели в цехе мало загружены и питаются от одного и того же трансформатора.
Рис. 4. Диаграмма для нахождения показателя эффективности Э в зависимости от мощности х.х. электропривода.
3. Ограничение времени работы двигателей на х. х., которое осуществляется на практике чаще всего с помощью автоматических ограничителей.
Если межоперационное время превышает 10 сек., применение ограничителей х. х. дает экономию активной и реактивной энергии, которая подсчитывается из выражений
где z — число технологических циклов в час;
Рн — номинальная мощность двигателя, кВт;
Э — коэффициент эффективности, определяемый по диаграмме рис. 4 в зависимости от мощности х. х. двигателя, измеряемой ваттметром;
Эр — коэффициент эффективности, определяемый по диаграмме рис. 5 в зависимости от номинального коэффициента мощности двигателя;
Твсп — продолжительность вспомогательного времени, сек/цикл.
Рис.5 Диаграмма для нахождения показателя эффективности Эр, определяемого в зависимости от номинального коэффициента мощности асинхронного двигателя.
Пример. Станок револьверный типа Р-136. Двигатель АД-42/4;
Рн =5,8 кВт; cos φн = 0,86; P0 = 1,25 кВт; режим: Твсп = 16 сек.;
z = 38 циклов/час;
находим по диаграмме рис. 4 Э = 0,175, тогда
По cos φн = 0,86 и
находим из диаграммы рис. 5 Эр=0,355, тогда
4. Повышение качества ремонта асинхронных двигателей. Выпуск из ремонта двигателей с большой неравномерностью загрузки отдельных фаз с увеличенным током х. х. или с отклонением от заводских обмоточных данных вызывает значительное повышение потребления двигателями реактивной мощности из сети.
5. Рационализация работы трансформаторов, заключающаяся в замене и перегруппировке их, а также отключении трансформаторов во время работы на холостом ходу.